Консалтинговая компания BCG в своей свежей статье о планировании бюджетов на 2025 год выделила 5 основных принципов планирования бюджета, которые пригодятся финансовым директорам. Аналитика BCG подтверждает, что современный финансовый директор должен стать ещё более гибким, сохранять темпы роста бизнеса и грамотно распределять ресурсы. Команда Dinord адаптировала самые актуальные для российского рынка тезисы:
- Планируйте меньше. Это утверждение может вызвать недоверие, однако речь идет о горизонте планирования и времени, затрачиваемом на него. BCG советует не углубляться в детали, сокращать количество строк и подпунктов в таблицах с бюджетом с детализацией по каждому рынку и продуктовым линейкам. Компании могут достигать большего, планируя меньше.
- Автоматизируйте работу с данными с помощью ИТ-решений. Современные компании внедряют концепцию «динамического управления», комбинируя алгоритмы искусственного интеллекта и машинного обучения, автоматизацию данных и расчетные модели на основе ключевых факторов. Это помогает им более эффективно разрабатывать бюджеты и прогнозы, а также управлять бизнесом в целом. На практике, использование технологий и ИИ позволяет сократить время циклов планирования на 30%, повысить точность прогнозов на 20-40% и увеличить производительность финансовых команд на 20-30%. Кроме того, такие технологии освобождают сотрудников от рутинных задач в процессе планирования и бюджетирования, что улучшает рабочий опыт и позволяет CFO и финансовым специалистам сконцентрироваться на анализе данных и поддержке руководителей бизнеса. Например, внедрение интегрированного бизнес-планирования повышает точность прогнозирования и экономит ресурсы различных отделов, начиная с логистического и заканчивая отделом маркетинга.
- Будьте прагматичны. Планирование должно быть гибким и направленным. Принцип 80/20 здесь актуален: около 80% результатов зависит от 20% причин. Сосредоточьтесь на ключевых факторах изменений, примите фактор неопределенности и будьте готовы регулярно вносить корректировки по мере необходимости.
- Ожидайте неожиданного. Некоторые компании переходят к концепции «выхода за рамки бюджетирования». Они перестают думать в рамках годового бюджета и составляют приблизительное представление о том, как будут выглядеть предстоящие 1-2 года, а затем систематически создают текущие прогнозы на основе положения бизнеса в определенный момент времени. Таким образом, планирование не ограничивается единовременной задачей в конце года; это непрерывный процесс, который во многом основывается на моделировании сценариев. При этом важно, что внимание смещается с предсказания событий через год на помощь руководителям в принятии бизнес-решений уже сегодня.
- Сегментируйте подходы. В условиях инфляции на многих рынках и с учётом повышения цен, компании активно сокращают расходы. Это вполне понятная стратегия. Большинство компаний могут и должны искать пути для устранения избыточных расходов и увеличения производительности. Однако финансовым директорам стоит избегать массовых сокращений и вместо этого применять сегментированный подход к разработке бюджета. В некоторых ситуациях для повышения продуктивности и освоения новых возможностей для роста потребуется сделать инвестиции, а не сокращения в важных функциях, подразделениях и технологиях. Цель состоит не в снижении затрат, а в разумном распределении ресурсов для планомерного процветания и роста бизнеса.
Чтобы подобрать оптимальное ИТ-решение для планирования, оставьте заявку на нашем сайте и получите бесплатную консультацию специалистов Dinord.
Создайте единую стратегию развития компании — предсказывайте спрос, оптимизируйте запасы, управляйте цепочками поставок и планируйте бюджет бизнеса с помощью IBP
Узнать подробнее