EAM (Enterprise Asset Management) — это система управления физическими активами компании на протяжении всего жизненного цикла. Она охватывает этапы от планирования капитальных вложений и закупок до установки, эксплуатации, технического обслуживания, вывода из эксплуатации и утилизации.
Комплекс мероприятий по поддержке и восстановлению работоспособности оборудования в российской практике называется ТОиР (техническое обслуживание и ремонты).
Как работает ТОиР
Основные этапы работы:
1. Сбор и хранение данных об активах
EAM собирает данные об активах из различных источников, таких как датчики, системы SCADA, ERP и CMMS. Данные включают информацию о местоположении, состоянии, производительности, истории обслуживания и т.д. Все данные об активах хранятся в централизованном хранилище, что обеспечивает легкий доступ к ним для всех заинтересованных сторон.
2. Анализ данных и определение стратегии
EAM анализирует данные об активах, чтобы выявить закономерности, тенденции и потенциальные проблемы. Информация используется для разработки оптимальной стратегии управления активами, которая может включать:
- Планирование профилактического обслуживания
- Определение приоритетов ремонта
- Управление запасами запасных частей
- Оптимизацию использования активов
3. Планирование и выполнение работ по техническому обслуживанию
EAM помогает планировать и выполнять работы по техническому обслуживанию, а также отслеживать их выполнение. Система генерирует рабочие ордера, назначать задачи персоналу и отслеживать ход выполнения работ. EAM также используется для автоматизации некоторых задач по техническому обслуживанию, таких как планирование маршрутов и управление запасами.
4. Управление запасами
EAM позволяет оптимизировать управление запасами запасных частей и расходных материалов. Система отслеживает уровень запасов, прогнозирует спрос и генерирует заказы на закупку.
5. Отслеживание производительности активов
Решение отслеживает производительность активов и выявляет отклонения от нормы. Система генерирует отчеты о производительности, которые помогают выявить проблемные активы и принять меры по их исправлению.
Преимущества внедрения EAM
- Снижение затрат. EAM оптимизирует процессы технического обслуживания и ремонта, сокращает простои и расходы на запасные части.
- Повышение производительности. Решение позволяет прогнозировать отказы оборудования и проводить плановое обслуживание, максимизируя его работоспособность.
- Безопасность. EAM помогает отслеживать соответствие активов требованиям безопасности и выявлять потенциальные опасности.
- Сокращение простоев. EAM обнаруживает и оперативно устраняет проблемы, минимизируя время простоя оборудования.
- Основа для управленческих решений. EAM централизует данные об активах и позволяет руководству принимать обоснованные решения.
Эволюция EAM
В прошлом системы управления активами (EAM) внедрялись локально. Это требовало отдельной системы для каждого типа активов. Разрозненные системы генерировали изолированные данные и не давали полной картины работы предприятия.
Для контроля и отчетности о состоянии активов приходилось полагаться на отчеты сотрудников. Из-за ручного характера этой работы бумажные процессы были нормой, что приводило к устареванию и неточности данных.
Отсутствие информации в режиме реального времени делало невозможным прогнозирование состояния активов и превентивное обслуживание. Реактивное устранение неисправностей, ремонты и сбои в работе снижали производительность.
Сегодня EAM обычно размещаются в облаке и собирают данные из разрозненных активов и систем в режиме реального времени. Новые технологии и инструменты, дополняющие друг друга, открывают новые возможности для повышения эффективности:
- Искусственный интеллект (AI) и машинное обучение (ML). Обеспечивают интеллектуальную работу и инновации в режиме реального времени.
- Системы управления цепочками поставок. Соотносят эффективность работы активов с логистикой и производительностью цепочки поставок.
- Отслеживание местоположения. Использует картографические технологии (ГИС, GPS) для определения местоположения активов.
- Технология обработки изображений. Поддерживает управление активами на местах и требования к визуальному контролю (дроны, спутники, лидары).
- Датчики активов Интернета вещей. Собирают и передают данные с активов в режиме реального времени.
Разница между EAM и CMMS
Системы управления активами предприятия (EAM) и системы управления техническим обслуживанием и ремонтом (CMMS) часто путают друг с другом, но между ними есть существенные различия.
CMMS фокусируется на техническом обслуживании и ремонте оборудования. Помогает планировать и выполнять работы, отслеживать запасные части и историю обслуживания. Она подходит для компаний, которым требуется решение, ориентированное на поддержание работоспособности активов.
У EAM шире охват, что позволяет управлять всем жизненным циклом актива: от приобретения и установки до вывода из эксплуатации. EAM охватывает не только техническое обслуживание, но и управление финансами, рисками. Она подходит для компаний, которым требуется комплексный подход к управлению своими активами.
Простыми словами, CMMS — это подмножество EAM.
Выбор между EAM и CMMS зависит от потребностей компании. Если бизнесу нужно решение, которое поможет максимально продлить срок службы оборудования, CMMS может быть достаточным.
Но если предприятию нужна система, которая поможет оптимизировать использование активов и снизить затраты, специалисты Dinord рекомендуют остановиться на EAM.
Мы предоставляем полный цикл услуг ИТ-сервиса и ИТ-консалтинга.
Узнать подробнее